Профилактика суицидального поведения подростков

 Важная информация для педагогов, родителей и несовершеннолетних

Телефон доверия для детей, подростков и родителей

8-800-2000-122 (круглосуточно,анонимно и бесплатно)

Телефон доверия экстренной психологической помощи (Самарская область)

8 (800) 100-21-15

Он-лайн чат с психологом

https://telefon-doveria.ru/teenagers/

Суицидальное поведение у подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах. Это связано с рядом особенностей подросткового возраста. Повышенная острота восприятия – черта, характерная для всех молодых людей, поэтому всё то, что кажется «Глупостью» взрослым, может иметь для подростков решающее значение.

    Некоторые взрослые боятся не только говорить, но даже думать об этом. Хотя опрос родственников, учителей, подростков – суицидентов показывает, что в большинстве случаев для них поступок ребёнка оказался полной неожиданностью, как гром среди ясного неба. Поэтому о причинах и профилактике суицидального поведения необходимо задумываться не только тем родителям, дети которых уже совершали попытки самоубийства.

    Причины, по которым подросток решает уйти из жизни, порой кажутся взрослым нелепыми и бессмысленными. Безусловно, достигнув зрелого возраста, подросток, оказавшись в похожей ситуации, скорее всего и не подумал бы лишить себя жизни. Но в своём возрасте он всё воспринимает иначе.

    Причин, по которым подростки уходят из жизни, может быть огромное количество. Однако если попытаться хоть как-то классифицировать мотивацию подростковых поступков, можно выделить некоторые общие мотивы. Уходя из жизни, подросток стремится:

  • доказать всем, как сильно они ошибались;
  • ценой собственной жизни заставить сожалеть о нанесённой обиде;
  • заставить окружающих хоть раз вспомнить о своём существовании;
  • заглушить всепоглощающее чувство стыда, делающее невозможным дальнейшее существование;
  • прекратить невыносимые нравственные муки, когда нет возможности с кем – то их разделить.

Как показывают исследования, гораздо более высокую склонность к самоубийству проявляют те подростки, которые с детства не привыкли решать встающие перед ними проблемы. Старайтесь научить ребёнка самостоятельно решать свои проблемы, а не избавляться от них.

В целях профилактики суицидальных попыток родителям рекомендуется особенно пристальное внимание уделять следующим моментам в поведении подростка:

  • Жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне всё надоело»; «Не хочу никого видеть»; «Не хочу ни чем заниматься»);
  • Жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);
  • Повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, похоронным ритуалам;
  • Словесные намёки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы ещё пожалеете», но будет поздно» и т. д.);
  • Внезапное, без видимых причин наступившее спокойствие, умиротворённое состояние после длительного состояния депрессии;
  • Отсутствие желания общаться с родителями, друзьями – без видимых на то причин и др.

 

В любом случае, в поведении подростка, готовящегося совершить акт самоубийства, всегда есть какая-то зацепка, на которую родители обязаны обратить внимание.

Подростковый возраст – возраст повышенной чувствительности и острой эмоциональной восприимчивости. Дорожите доверием ребёнка и сохраняйте его, как бесценный дар судьбы – в этом случае вы дадите и себе, и вашему ребёнку шанс спокойно пережить «опасный» возраст.

Детский суицид – родители, будьте бдительны!

Самоубийство и попытка суицидов среди детей – проблема особо острая и шокирующая. Чаще всего самоубийства совершаются подростками в возрасте 14-17 лет, то есть в период  наиболее неустойчивого психического состояния.  Хотя есть  случаи лишения себя жизни младшими школьниками или дошкольниками.

            Суицид – это процесс, а не событие. Это не проблема, а попытка разрешить проблему. Для того чтобы родители не остались один на один с тревожащей темой, мы хотим познакомить их с основными причинами и мотивами возникновения суицидального поведения у детей. Их можно разделить на четыре группы.

             Первая и основная группа причин связанная с особенностями самого подросткового возраста, которые рассматриваются как фактор риска формирования разрушительной стратегии взаимодействия с миром.

            Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, к своим возможностям. Влияние родителей с возрастом уменьшается, а сверстников нарастает. Подросток хочет быть принятым другими, причем с теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе.

            Протестные реакции, склонности к риску, повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние. Для подростков характерно преувеличенное представление о резервах собственного здоровья и своих физических возможностях.

             Тяжело переживаются подростками проблемы, связанные с половым созреванием. Обычно недостаточно серьезное, насмешливо-снисходительное отношение взрослых к первым проявлениям чувств, любви у них становится проводом для глубоких конфликтов, толкающих их на опасный путь. Это может проявиться в страхе перед миром и во враждебности к нему, а иногда и привести к попытке суицида.

             Существенным фактором формирования неадекватного поведения подростка может стать недостаток информации о том, что с ним происходит и какие могут быть последствия.

            Вторая группа, связанная с определенными индивидуальными и личностными качествами подростков, их личностной незрелостью, низкой самооценкой, несамостоятельностью, зависимостью, неуверенностью в себе. Если ребенок сталкивается с проблемами, с которыми не умеет или не хочет справляться, то он усиленно ищет какой-то способ разрядки терзающего его напряжения. И реализоваться оно может как позитивно, так и негативно.

            Третья группа причин, связанная с семейными проблемами.Это, во-первых, частые конфликты или пребывание семьи в состоянии кризиса. Во-вторых, неумелость и непоследовательность в воспитании, гипо- или гиперопека, материнская или отцовская депривация и как следствие формирование независимой личности, склонных к аддикциям.

            Четвертой группой причин суицидального поведения являются собственно социальные причины, т.е. реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. В последнее время одной из причин попыток суицида стали неудачи при сдаче ЕГЭ и напряженные отношения с учителями. Что касается возрастных различий, то для предпубертатного периода характерны скорее причины семейного характера, а для пубертатного – «любовные» и «сексуальные».

            Рассмотренные выше причины формирования суицидального поведения не исчерпывают всей сложности проблем. Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых разных факторов, которые могут способствовать совершению неадекватных поступков.

            У специалистов, работающих с детьми, нет шансов помочь семье изнутри. Как нет и способов устранить все социальные проблемы. Но есть возможность сотрудничать с родителями и помогать им делать шаг навстречу собственным детям.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЕСЛИ ИХ ДЕТИ СКЛОННЫ К СУИЦИДАЛЬНЕОМУ ПОВЕДЕНИЮ.

  • Побеседовать с ребенком.
  • После спокойного разговор следует предложить ребенку встречу с психологом (психотерапевтом) для оказания адекватной в данном случае профессиональной помощи.
  • Найти информацию о том, где можно встретиться с квалифицированным психологом по данному вопросу в данной территории.
  • самому родителю тоже необходимо посетить психолога, а при необходимости пройти курс психотерапевта с целью формирования адекватных взаимоотношений с ребенком.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ

  • Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.
  • Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос – такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет или же, напротив, совершит рецидив.
  • В то же время вам следует говорить уверенно. Это даст ребенку ощущение, что ему есть на кого опереться, что рядом есть доброжелательный любящий человек, который готов прийти на помощь.
  • Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
  • Конечной целью разговора должна стать договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам  кажется, что тебе стоит обратиться за помощью к специалисту, который имеет опыт решения таких вопросов».

Как вести себя с подростком с суицидальным поведением:

1) Не игнорируйте предупреждающие знаки;

2) Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

3) Дайте знать, что хотите ему помочь;

4) Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, независимо от того, что он говорит;

5) Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза;

6) Постарайтесь узнать у него план действий;

7) Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

8) Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

9) Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

10) Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.