Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Положение о школьном ученическом самоуправлении
Деятельность школьного ученического самоуправления базируется на следующих принципах:
- равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
- выборность — полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
- гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
- законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
- целесообразность — деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
- ответственность — регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета класса и Совета учащихся школы.
Система ученического самоуправления школы имеет 3 уровня: начальный, классное самоуправление и школьное самоуправление.
1 уровень – начальный (4 класс).
В начальной школе самоуправление учащихся осуществляется на уровне пропедевтики, преимущественно под руководством учителя и учащихся, обучающихся в основной и старшей школе. В школе организована система кураторства восьмиклассников над четвероклассниками (принцип – выпускники одного классного руководителя). Восьмиклассники передают учащимся начальной школы опыт организации самоуправления в классе. Президент класса (восьмиклассник) совместно с учителем планирует проведение совместных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей, активности и ответственности в любом виде деятельности. Непосредственно комитеты ученического самоуправления в начальной школе не формируются. Теме не менее, классный руководитель может внутри класса организовывать временные группы для проведения тех или иных мероприятий (вместе с учащимися основной и старшей школы).
Подобная форма, с одной стороны, позволяет сохранить контроль классного руководителя над деятельностью классного коллектива, а с другой формировать у учащихся начальной школы навыки самостоятельного принятия и планирования своей деятельности, которые им потребуются в основной и старшей школе.
2 уровень – классное самоуправление.
Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.
Управляющий орган самоуправления — Совет класса, который проводится не реже одного раза в месяц (возможно использовать дистанционные технологии при организации заседаний Совета класса, а также использовать социальные сети при обсуждении тех или иных мероприятий).
В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.
Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.
Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классный руководитель с учетом рекомендаций Совета учащихся школы.
Классный руководитель осуществляет координацию деятельности самоуправления на уровне класса, а не подменяет ее своими инициативами и распоряжениями.
3 уровень – школьное самоуправление.
Орган школьного самоуправления – Совет учащихся школы.
В состав Совета учащихся входит актив из числа представителей Совета класса (лидеров класса).
Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.
Система школьного самоуправления сочетает принципы коллегиальности и единоначалия. Наряду с Советами учащихся класса и школы осуществляют планирование деятельности школьного ученического самоуправления, его организацию и контроль президенты класса и школы. Президент класса избирается Советом класса на основании предложений классного руководителя. Президент школы избирается на Совете учащихся школы на основании предложений заместителя директора, курирующего воспитательную работу в школе.
Президент школы может входить в различные комиссии, организуемые в школе, как представитель школьного ученического самоуправления.
Президент школы может представлять школу в различных мероприятиях, организуемых на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях.
Содержание деятельности ученического самоуправления
- Вся деятельность планируется самими учащимися. В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
- Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности.
- Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.
- Ведущими видами деятельности являются:
- познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
- экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;
- спортивно-оздоровительная деятельность — организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
- художественно-эстетическая деятельность — концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;
- шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
- информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
- профилактическая деятельность — организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком;
- краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий;
- добровольческая деятельность – участие в волонтерском движении, мероприятий, связанных с добровольческим движением.
Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления: на уровне школы – министерства, на уровне класса – комитеты.
2018-2023 – учащиеся ГБОУ СОШ пос. Сокский
С 2019 года является членом первичного отделения РДДМ в нашей школе.
С 2020 по 2023 год — член Совета школы, где возглавляет комитет культуры и досуга. В его обязанности входит поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни; организация и проведение школьных мероприятий (интеллектуальные квесты и научные квизы).
Является волонтером. С июня 2021 зарегистрирован на сайте Добро.ру
С этого учебного года – Лидер первичного отделения РДДМ.
29 сентября 2023 года избрана Президентом школы.
Сроки исполнения |
Запланированные мероприятия |
Ответственные |
Август | О подготовке и проведении праздника «День знаний»
О подготовке и проведении мероприятий к памятной дате «День солидарности в борьбе с терроризмом» О подготовке и проведении мероприятий к памятной дате «210 лет со дня Бородинского сражения» |
Ларионова Елизавета
Игнатьева Алина Филиппова Анастасия Председатель Совета учащихся |
Сентябрь | 1. Выбор президента и состава совета старшеклассников, выбор ответственных за сектора | Барышева Т.Г. |
2. Разработка плана мероприятий и конкурсов на 2022-2023 учебный год | Барышева Т.Г. | |
3. Утверждение плана мероприятий ко «Дню учителя» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
4. Проведение рейда по проверке школьной формы | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
Об участии в проекте «Совместные рукопожатия» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
О мероприятиях к памятной дате «Международный день пожилых людей» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
О мероприятиях к памятной дате «День народного единства» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
Ноябрь | 1. Организация мероприятий ко «Дню матери»: праздничный концерт для мам | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся |
2. О проведении профилактических мероприятий по предупреждению ДДТ | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
3. Подготовка и участие в конкурсе на развитие ученического самоуправления | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
4. О проведении месячника «Здоровье» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
5. О подготовке к мероприятиям, посвященным Дню борьбы со СПИД | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
6. О мероприятиях к памятной дате «Международный день инвалидов» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
7. О мероприятиях к памятной дате День Конституции Российской федерации | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
Декабрь | 1. Подготовка к новогодним мероприятиям (определение тематики, оформление школы, актового зала) | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся |
2. Акция «Новогодний ажиотаж» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
3. О мероприятиях к памятной дате «День российской науки» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
Февраль | 1. Проведение рейда по проверке школьной формы | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся |
2. Проведение праздничных мероприятий ко Дню Защитников Отечества | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
3. Утверждение плана мероприятий к международному женскому дню | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
4. Обновление стенда Совета учащихся | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
5. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
6. О мероприятиях к 12 апреля | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
Апрель | 1.Организация спортивного мероприятия «День здоровья» в рамках Всемирного Дня Здоровья | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся |
2. Проведение «Физкультминуток» для учащихся начальной школы | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
3. Утверждение плана мероприятий к празднованию 77-летия Победы в ВОВ | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
4. О мероприятиях к памятной дате «День славянской письменности и культуры» | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся | |
5. Обсуждение плана завершения учебного года | Барышева Т.Г., председатель Совета учащихся |