Функциональная грамотность
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Документы
- Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). - Дорожная карта по формированию функциональной грамотности обучающихся
Методические материалы по функциональной грамотности:
- Программа курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» (5-9 классы)
- Управленческие подходы
к формированию функциональной грамотности обучающихся (презентация)
Лист наблюдения урока/занятия, включающего задания, формирующие ФГ.
Курсовая подготовка учителей ГБОУ СОШ пос.Сокский по ФГ
Преподавание курса «Развитие функциональной грамотности» в рамках внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ пос.Сокский в 2021 – 2022 учебном году
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.
- Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.
- Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность
- Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-6 классах | Полный комплект материалов для оценки читательской грамотности выпускников начальной школы |
Методические материалы по формированию функциональной грамотности
- Перечень методических и дидактических материалов для проведения занятий по развитию ФГ
- РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Методическое пособие для педагогов - Лист наблюдения урока/занятия, включающего задания, формирующие ФГ
- ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ PISA по материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности»
- Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся. 5-9 классы»
- Программа курса «Развитие креативного мышления обучающихся» (9 класс)
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе